?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если честно, на ночь музеев в этом году я не собиралась.
Но, открыв накануне сайт ночи, задумалась. Обещанная синоптиками холодная погода сразу отсекла все открытые площадки и пешеходные маршруты. В итоге, выбрала три точки, которые, несмотря на расположение в разных сторонах города, неплохо стыковались по времени, обещали интересное содержание и любимые мною мастер-классы.
Но, говорят, человек предполагает, а Бог располагает.
Первый музей, который раньше всех, в 17 часов, начинал основную программу, был Музей трамвайно-троллейбусного управления. Это было мое давнишнее желание - пойти в этот музей: уж очень привлекали старинные вагоны за забором трамвайного депо. Но в обычном режиме рабочий день в музее начинался значительно позднее моего, а заканчивался, соответственно, гораздо раньше.
Сказано - сделано.
В 17.00 я подъехала к музейным дверям. И попала в толпу разочарованных сограждан...
первое фото

У дверей дежурили волонтёры и сообщали всем пришедшим, что все билеты уже закончились.
- Билеты?! Какие билеты! На сайте не было ни слова о билетах.
- Ну, попробуйте зайти, вдруг пропустят.
В фойе музея нам сказали те же слова: "Билетов нет и все экскурсии на сегодня расписаны. Да, вход бесплатный, но музей маленький и все просто не смогут к нам попасть. Приходите в будние дни."
Зашибись!
Но моем расписании чётко обозначено: 17 часов - осмотр трамвайчиков!
Изменить этот пункт я не могу, поэтому вступаю с администрацией музея в дебаты, не слишком спокойные, но вполне цензурные.
Наконец, администратор сдается: "Мне с Вами разговаривать смешно. Но я Вас запомнил! В 18. 45 устроит?"
Не могу сказать, что больше часа ожидания приводят меня в восторг, но это всё же ближе к моему плану, чем просто развернуться и уйти.
Пока мы выясняли отношения, в фойе музея появилась съемочная группа какого-то ТВ-канала - я еще успеваю дать интервью на предмет "непотребного нарушения безобразий".
В условленное время через битком забитый людьми вестибюль меня пропускают в музей...

Музей ТТУ - это история всего электротранспорта Свердловска-Екатеринбурга, начиная с 1929 года, когда была открыта первая трамвайная линия, до наших дней. Музей действительно крохотный. Такой же маленький, как первые игрушечные экспонаты.
начало экспозиции

В музее много фотографий старого города, которые надо рассматривать, пытаясь соотнести их с современным городом.
фотодокументы

Чего стоят вот такие пособия для молодого поколения трамвайщиков! Настоящий раритет!
обмен опытом

А средство оповещения! Один раз дернешь за веревочку - дзинь - остановка, два - дзин-дзинь - поехали, три... нет, не для меня такие сложности!
дерни за верёвочку

Мне очень интересно, как можно управлять транспортным средством с помощью таких вот девайсов!
пульт управленияпульт

Кроме предметов, имеющих отношение непосредственно к электротранспорту, в музее есть экспонаты, создающие "дух эпохи": старый телевизор "Рекорд", какой-то советский проигрыватель, арифмометры, фотоаппараты.

Но одна вещь меня сразила наповал. Надеюсь, не только у меня в школе были уроки военного дела (или гражданской обороны... не могу вспомнить, как же они всё-таки назывались!). Наш военрук приносил ЭТО на уроки и мы учились с этим что-то делать!
химанализатор

С помощью этой "лаборатории" определялось, каким химическим соединением заражена местность - иприт, фосген, синильная кислота... 
Надо же, вот уж не думала увидеть такое... Да еще и вспомнить!

А эти экспонаты знает каждый, наверное. Кассы и компостеры, и еще машинка для подсчета монеток.
кассы и компстеры
компостеры

Компостер безумно нравятся детям: делать дырочки в бумажках гораздо интереснее, чем слушать, что говорит дяденька-экскурсовод!
дети и компостер

А еще дяденька-экскурсовд спрессовал время, чтобы успеть взять дополнительные группы, и  и спешит выпроводить нас на свежий воздух, туда, где стоят настоящие <s>машины</s>трамваи времени.

Выхожу из зала и прямо напротив вижу дверь с замечательной табличкой - давным-давно позабытое слово из  времён застойно-развитого социализма.
женсовет

Волонтёры ведут группу в трамвайное депо.
Через проходную пускают по 25 человек. Толпа желающих прирастает хитрецами, которые не хотят идти в музей и просто пристраиваются к честным экскурсантам.
Очередь растет, но, практически, не двигается.
жаждущие

Экскурсоводы на другой стороне в процесс не вмешиваются. В принципе, я их понимаю.
и весь мир подождет

Наконец, дверь проходной открывается и для меня.
На входе строгое предупреждение, которому тоже лет 50! Актуальность оно, видимо, не потеряло...
ай-ай-ай

Трамвайный парк Екатеринбурга укомплектован чешскими трамваями (точно такие же ходят в Праге) и  "Спектр(ами)", Екатеринбургского завода "Уралтрансмаш".
Но они меня не интересуют, если только вот этот - в трамвайной бане. )
трамвайная баня

Мне интересно скорее зайти в "первый" трамвай Екатеринбурга, деревянный, дребезжащий, догнать который можно было быстрым шагом, с дверьми, которые открывались вручную там, где хотел войти или выйти из вагона...
Вот он, старенький трамвайчик.
серия Х
Они ходили по Свердловску с 1929 по 1972 год, поэтому я их помню.
деревянные
Говорят, у них были места для водителя и впереди и сзади, чтобы двигаться по однопутке, а  вагоноважатые управляли ими стоя.  Я такого, конечно, не помню, но, по-моему, в некоторых вагонах колеса управления на задней площадке не были демонтированы и мне, ребёнку, было очень интересно "управлять" трамвайчиком.
серия Х рубка
Деревянные сидения, деревянные решётки на полу, деревянные рамы, которые летом поднимались и можно было высовываться в окна и размахивать руками.
типХ салон
И правила пользования транспортом в городе, которого больше нет, со смешными ценами на билеты для пассажиров и провоз одного места багажа.
Не трамвай, а настоящая машина времени!
правила

На смену этим милым вагончикам пришло другое поколение трамваев, уже железных, отапливаемых,с мягкими сиденьями...
Их я помню гораздо хуже, хотя они в моем детстве и существовали одновременно со старинными деревянно-дребезжащими вагонами, но эмоционально для ребёнка были не столь яркими.
трамвайчики следующего поколения

И те и другие ушли как-то вдруг (это мне так кажется), уступив место очень красивым чешским вагонам.
Пришли в разное время, а ушли, мне кажется, вместе...
уходящая история

"Чехи" были элегантны и красивы.
прорыв

Потом появились трамваи-гармошки, длинные-предлинные...
гармошка
трамвайная неудача

Впрочем, прижиться в нашем городе эти "длинномеры" не смогли: им было тяжело подниматься на горки и тесно на улицах города. Входя в поворот, они норовили выпихнуть с дороги встречный трамвай или задеть машину. И их без сожаления списали.

Экскурсия закончилась, можно ехать в следующий музей.
А у меня так и остался невыясненный вопрос. При выезде из депо, над путями висят таблички: первая - синяя, вторая - белая... Но текст на них одинаковый. Как это можно прочесть и понять, если только не знаешь наизусть!?
Без имени-1


И последнее.
Не смотря на очень плохую, местами даже отвратительную, организацию этого мероприятия, я хочу извиниться перед начальником отдела культуры трамвайно-троллейбусного управления:
Сергей Владимирович, простите меня за чрезмерную эмоциональность. Спасибо за Ваши спокойствие, доброжелательность, сдержанность, терпение.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
gor4itca
May. 19th, 2013 02:51 pm (UTC)
интересно получилось! я даже не ожидала, что трамваи могут быть интересны. (в Мск тоже вроде есть такой музей, надо бы посетить...)
а вот такой, как у тебя "в бане" - у нас еще иногда бегают))
nataveder
May. 19th, 2013 03:19 pm (UTC)
Спасибо, в Мск точно есть, а ретро трамвайчики не хуже ретро машин.
А такие, как в "бане" и у нас бегают и в Праге - типичный представитель чешских Tatra T3R.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

nataveder
NataVeder

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com